Стоимость Ту-160 - ориентировочно 250 млн долларов. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 (по натовской классификации BlackJack), с крылом изменяемой в полете стреловидности, считается лучшим в мире в своем классе. Он выпускается серийно с 1984 года, принят на вооружение ВВС с 1986 года. В 2003 году на вооружении ВВС России находилось 15 таких машин. Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий. Четыре ТРДД НК-32 установлены попарно в гондолах под задней частью крыла. Хвостовое оперение крестообразной формы, киль цельноповоротный. Максимальная взлетная масса 275 тонн. Экипаж (два пилота и два штурмана) размещен в двух двухместных кабинах, оборудованных катапультными креслами. В полете самолет может находиться (с дозаправкой в воздухе) десятки часов, поэтому для экипажа предусмотрены кухня, откидная койка и прочие удобства. Управление самолетом и его системами вооружения облегчено наличием более 100 ЭВМ. Вооружение размещается в двух отсеках фюзеляжа. Оно может состоять либо из бомб, либо из 12 крылатых ракет, либо из 24 ракет малой дальности, средняя ракетно-бомбовая нагрузка составляет 22 тонны. В оборонительное вооружение входят системы РЭБ. Навигационная и прицельная системы обеспечивают высокие точности вывода самолета в заданный район и поражение целей. Строился серийно. Первый полет совершил в 1981 году. Данный самолет удостаивался в прессе самых сильных эпитетов и званий. Его называли и "русское авиационное чудо", и "оружие нации", и "фактор сдерживания", и "меч с двенадцатью клинками" (по числу крылатых ракет большой дальности, которые он способен взять на борт), и "самый мощный в мире ударный авиационный комплекс". На Западе Ту-160 официально называют BlackJack - в честь ковбоя, с которым лучше не связываться. Его также называют "Белым лебедем" - в знак совершенства и изящества форм. Несмотря на это, у российского ракетоносца нелегкая, полная драматизма судьба. Его любили и предавали, им восхищались, но от него и отворачивались. 19 декабря 1981 года самолет, пилотируемый экипажем летчика-испытателя Б.Веремея, впервые поднялся в воздух с аэродрома ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском. В строевую часть, бомбардировочный авиационный полк, (г. Прилуки, Украина), он поступил в мае 1987 года. Президент СССР Михаил Горбачев объявил о прекращении серийного выпуска Ту-160, что ограничило общее число машин этого типа 24 единицами. Распад СССР нанес еще один удар программе "160" - 19 ракетоносцев отошли к Украине. Все же на территории России, на авиабазе "Энгельс", был сформирован бомбардировочный полк, оснащавшийся этими самолетами. Ракетоносец оснащен прицельно-навигационным комплексом, обеспечивающим автоматический полет и боевое применение. В его состав входит ряд систем и датчиков, позволяющих поражать наземные цели вне зависимости от региона, времени суток и метеоусловий. Высокие характеристики Ту-160 подтверждены 44-ю мировыми рекордами. На самолете установлены сдублированная инерциальная навигационная система, система астронавигации, многоканальный цифровой комплекс связи и мощный комплекс радиоэлектронной борьбы, позволяющий обнаруживать радиолокационные станции противника в широком диапазоне частот, выполняющий постановку активных и пассивных помех. На борту имеется оптико-электронный бомбардировочный прицел, обеспечивающий бомбометание с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности, с возможностью лазерной подсветки наземных целей для применения корректируемых авиационных бомб различных типов. В хвостовом конусе Ту-160 размещены многочисленные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа установлен теплопеленгатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты и самолеты противника. Управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для тяжелых кораблей российских ВВС штурвала, а посредством ручки управления "истребительного" типа. Вооружение, размещаемое в двух крупногабаритных грузоотсеках в фюзеляже, включает стратегические малогабаритные крылатые ракеты типа Х-55. Допускается оснащение самолета и другими средствами поражения, что позволяет использовать бомбардировщик практически против наземных и морских целей всех классов. Технические характеристики: экипаж 4 человека; размах крыла 55,70/35,60 м; длина самолета 54,10 м; тяга двигателей 4х25000 кгс; максимальная взлетная масса 275000 кг; масса целевой загрузки нормальная 30000 кг; масса целевой загрузки максимальная 40000 кг; максимальная скорость 2000 км/ч; практический потолок 16000 м; практическая дальность 14000 км.
Уважаемый Shaltay, вы хотя бы перед тем, как написать своё сообщение, поинтересовались - а как обстоят дела в России с Ту-160?! Я поинтересовался. И не на официозных пропутинских рупорах, а на форумах лётчиков и техников, которые сейчас обслуживают эти самолёты в Энгельсе. Например www.airwar.ru или им подобным. Так вот отказалось, со слов людей, которые на этих Ту-160 летают - состояние дел никак не лучше того, что было с этими самолётами в Украине! Разница только в том - эту мысль прочитал тоже на одном из форумов о Дальней авиации России, - что когда Ту-160 находились в Украине, то их в надежде продать, очень хорошо обслуживали - об этом сказал один из ответственных за передачу самолётов России. Как от выразился - обслуживали "за совесть"! А в России их уже продавать некуда и потому обслуживаются не самым надлежащим образом! Это раз. А два - вырабатывается ресурс двигателей, их надо заменять, а заменять нечем! Ведь реально летают две-три пары самолётов. Командование ДА России попробовало заказать двигатели на заводе, где их изготавливали. А там их спрашивают - а сколько вам их надо? Пять единиц. Завод пришел в недоумение - если вы закажете 20 единиц, то мы вам гарантируем качество, а если 5, то это будет почти ручная сборка, ни о какой технологичности не может быть и речи! Соответственно двигатель будет что называется "золотым"! На том всё и стало колом. Как они там вышли из ситуации я уже не интересовался, но люди, летающие и обслуживающие Ту-160 сейчас, на форумах говорят, что, как оказалось, Россия - не СССР. Ей, при современной не командно-плановой, а коммерческой экономике, содержать такую технику удаётся очень и очень напряжно. Если бы не личные амбиции Путина, то не летали бы и те несколько Ту-160, которые сейчас на боевом дежурстве! Как сказал один товарищ на форуме - этот самолёт "для растопыривания пальцев"! Ведь для поддержания их на уровне (не забываем, что они проектировались и в основном строились более 20 лет назад!) и модернизации уходит такое баблище, что из-за этого недополучают деньги другие полки ДА России. В общем, опять же со слов форумчан-дальников, Ту-160 гниют в Енгельсе не хуже, чем при стоянии в Украине. Хотя об этом на официальном уровне нигде не заикаются - кругом трубится об улучшении-усилении-увеличении и предельной загрузке этих "стратегов". И тому подобное. Так что заявление - у машин есть вторая жизнь - несколько преувеличено. Жизнь то продолжается, но как?!
"проданный Украиной за газ самолёт ТУ-160 навсегда улетал с аэродрома Прилуки для перебазирования в Энгельс". И слава богу! Сейчас хоть у машин есть вторая жизнь.
Огромный самолёт и удивительно какой короткий разбег!
Довелось слышать утренний предполётный радиообмен наземных служб и переговоры летчика с "Корнет" - это позывной руководителя полётов именно в момент когда крайний проданный Украиной за газ самолёт ТУ-160 навсегда покидал родной аэродром Прилуки для перелета к новому месту базирования - Энгельс в России. В отличие от пилота самолета, голос руководителя полётов был очень очень грустным, явно было слышно, что человек практически теряет частицу себя а может быть и вовсе работу или правильнее будет - место службы. Так и вышло.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]