Страницы посвященные мониторингу служебного радио и радиовещательных станций.
Радиолюбителям для работы на передачу необходимо не только соответствующее разрешение но и соответствующее оборудование с хорошими наружными антеннами, что в городах, особенно крупных, очень затратно а иногда просто невыполнимо. Но не менее захватывающее занятие - прослушивание, либо по другому DX (дальний прием радиовещательных станций) - популярное хобби, которому посвящают свое свободное время тысячи увлеченных людей на всех континентах. Все, что для этого требуется – всеволновый радиоприемник с небольшой внешней антенной в виде длинного провода, понятное дело что чем лучше будет антенна, тем более эффективными будут результаты радионаблюдений. Возможность прикоснуться к пульсу жизни, культуре и истории различных стран и народов, мониторинг эфира в надежде услышать новую экзотическую радиостанцию из далекой страны, составление рапортов о приеме и получение (коллекционирование) карточек подтверждения QSL от радиостанций – лишь некоторые составляющие этого увлечения. А прием служебных радиостанций авиации и морских как бы дополняет то о чем возможно мечталось в детстве и дает возможность погрузиться в тайны тех профессий, работу в эфире которых мы слушаем.
Так как в данное время, мы наблюдая за солнцем, видим не особую его активность, то самое время поговорить о работе на низкочастотных диапазонах. Известно, что при малой активности солнца прохождение напрочь отсутствует на высокочастотных диапазонах и тогда приходиться довольствоваться наблюдениями на нижних частотах КВ диапазона. Таким образом в годы минимума солнечной активности дальнее прохождение балует любителей низкочастотных диапазонов. И в этом тоже есть своя изюминка, потому как именно в этих участках радиоспектра работает множество станций, как специфического назначения, например целеуказания ПВО либо "числовые", номерные радиостанции — коротковолновые радиостанции, о назначении и принадлежности которых достоверно неизвестно, принято считать, что числовые радиостанции используются в качестве одностороннего канала связи со шпионами, работающими на задании, обычно они передают в эфир набор чисел, слов или букв, так и народнохозяйственного: метео, авиационные, морские а также включая экзотические радиосети буровиков, геологов и метеорологических станций и даже метро.... именно подземное метро на частоте 2444 кГц, которое оказывается в ночное время можно принять за многие сотни километров от самого подземелья, дело в том, что и Киевское метро и Московское на многие километры выходят на поверхность и имеют подобно ЖД протяженные волноводы, которые и излучают в эфир. НАТОвцы любят использовать диапазон нижних КВ частот для аварийной работы зенитным излучением и там хорошо слышны множество радиосетей Турции, Великобритании, Германии, Франции, Норвегии а также авиации ВВС США в зонах Тихого и Атлантического океанов.
Для начала хотелось бы уделить внимание частоте первого канала поездной радиосвязи. Почему именно частоте 2130 кГц? Я объясню далее, это будет беспрецедентное предложение для любителей DX-приема, подобного в истории SWL служебного радио просто не было.
Почему-то у радиолюбителей укрепилось такое мнение, что невозможно далеко принимать железнодорожные радиостанции имеющие маленькую мощность, а она на самом деле не очень то и мала, минимум 8 - 10, а например в Прилуках до 14 ватт. И это мнение действительно ошибочное и не только в случае работы на волновод но и в случае использования на ЖД станциях Г-образных антенн с довольно длинной вертикальной частью, не менее 12 метров. На нашем участке Прилуки - Нежин, Гребенка - Бахмач, приемопередатчики радиостанций 43РТС-А2-ЧМ как правило работают на высокую антенну, хорошо согласованную с помощью высокодобротного контура СК-6 и имеющую в большинстве случаев отличнейшее заземление величиной 0,5 - 1 ом (зависит от местности и соответственно от состояния почвы в разное время года). В случае применения волновода, на участке скоростного движения Гребенка - Ромодан он излучает неплохо за счет огромной длины и также является практически антенной Бевереджа (АБВ).
Так исторически сложилось, да это и стратегически правильно - любой локомотив в любой точке пути имеет надежную радиосвязь с ДСП соседних станций и ДНЦ круга, потому что на всей сети железных дорог не только Украины а и всей территории СНГ используется единственная частота для поездной радиосвязи, 2130 кГц - первый канал, второй канал 2150 кГц используется редко, преимущественно для связи с дежурными по депо на очень крупных узловых станциях, где основной канал загружен практически на 100% и не умолкает даже на минуту.
Здесь небольшое отступление: кто был во время событий на Чернобыльской станции, тот знает, а специалисты радио наверняка могут догадываться, что творилось в эфире в то время, когда множество радиофицированной техники съехалось для ликвидации аварии, а нормальной связи в структурах фактически не было, потому как на милицейских и пожарных машинах радиостанции работали на разных частотах - в каждой области у гор. и райотделов свои каналы связи. Больше повезло медикам, т.к. у них более менее распространен канал 41,8 мГц в диапазоне LB (Low Band) и машины мобилизованные из разных мест имели радиосвязь.
Если во время прохождения, а это после захода солнца, настроиться на частоту 2130 кГц то там до самого утра услышим какофонию из разнотональных вызывных сигналов и разговоров а у многих в динамике приёмника, увы.... будут одни шумы и треск, этот диапазон частот очень подвержен промышленным и бытовым помехам. Помехи в каналах поездной радиосвязи, своими сплектрами, непреднамеренно могут создавать и так называемые "свободные радиолюбители" диапазона 3 мГц, работающие АМ сигналами, которые "заблудились" на частотах и в прямом смысле в эфире, и в переносном, хотя надо отдать должное, многие сейчас имеют вполне приличную технику с точным отображением частоты и в большинстве понимают, чем им будет грозить вмешательство в ЖД радиосвязь стратегического значения. Это либо качественные, мощностью по 1кВт и более, списанные военные коротковолновые радиостанции типа Р-130, Р-140, плюс усилитель, либо "расшитые" на все частоты, трансиверы ведущих зарубежных фирм: Yaesu, Kenwood, Icom, а некоторые более продвинутые уже используют и SDR технологии с применением современных компьютеров для работы цифровыми видами связи и иногда просто для изменения своего голоса на программном уровне.
Во время Чеченских событий зимой 1995 года на протяжении двух недель было отмечено целенаправленное глушение частоты 2130 кГц, в течение всей ночи в Прилуках присутствовал мощный зудящий сигнал армейской глушилки, который практически не мешал работе, но доставлял дискомфорт и ощутимые неудобства при радиосвязи, открывая шумоподавители не только стационарных но и локомотивных радиостанций, если они были в режиме дежурного приема со снятой с пульта трубкой. Глушили намеренно, далеко в Чечне а побочно страдали за счет ночного прохождения даже в Прилуках. Также одной из трудностей приема слабых сигналов дальних станций является одновременная работа рядом расположенных ЖД станций, которые будут соответственно с более сильным сигналом, а также в летнее время большим уровнем грозовых разрядов а в крупных городах еще и плюс сильными промышленными помехами от электротранспорта, электрооборудования предприятий, электролиний и бытовых приборов населения. Особенно от импульсных блоков питания некоторых телевизоров, DVD проигрывателей, компьютеров и зарядных устройств мобильных телефонов. Поэтому очень полезно и в большинстве случаев необходимо, использование хотя бы простейших преселекторов на входе.
Далее для полноты картины о принимаемых нами сигналах, немного расскажу о применяемой приемопередающей технике на каналах поездной радиосвязи. Радиостанции ЖД работают с узкополосной частотной модуляцией (ЧМ), которую можно принимать на радиоприемник с амплитудной модуляцией (АМ), чуть отстроившись по частоте на 3 кГц, либо ниже - на 2127 кГц, либо же выше - 2133 кГц. Известен, и лет двадцать назад довольно широко использовался, способ приема ЧМ сигнала на AM приемник, имеющий достаточно пологие скаты кривой селективности. При настройке приемника так, чтобы несущая попала на середину одного из скатов, ЧМ преобразуется в AM и затем полученный AM сигнал детектируется обычным образом. Процесс этот связан со значительными нелинейными искажениями, возрастающими при увеличении крутизны скатов. В случае приема узкополосного ЧМ сигнала на AM приемник при центральной настройке две боковые полосы первого порядка взаимно компенсируются и приема на частоте 2130 кГц не будет. Расстройка приемника ослабляет одну из боковых полос, и на выходе AM детектора появляется сигнал. Высокая крутизна скатов кривой селективности не приводит к нелинейным искажениям сигнала при ЧМ, поскольку в спектре сигнала почти не содержится боковых составляющих второго и более высоких порядков. Немного качественнее прием будет на однополосном SSB радиоприемнике, но разумеется, что наилучших результатов при дальнем приеме можно достичь используя приемник с ЧМ детектором.
Приемопередатчик радиостанции, блок 2 имеет два частотных канала в диапазоне КВ на частотах 2130 - первый канал и 2150 кГц - второй канал (не распространен), либо если комплект предназначен для использования в метро КВ-М (метро), в нем настроены частоты связи: первый канал 2444 кГц, второй канал 2464 кГц. Выходная мощность передатчика в пределах 8-12 Вт а девиация частоты при модуляции сигналами тонального вызова не менее 1,5 кГц. Чувствительность приемника при соотношении сигнал/шум 20 дБ - не хуже 50 мкВ. Приемопередатчик КВ железнодорожной радиостанции 43РТС-А2-ЧМ имеет очень качественный преселектор, который обеспечивает отличную избирательность приемника по ложным каналам, включая и зеркальный. Фильтр преселектора с полосой пропускания порядка 100 кГц + каскад УВЧ, ограничитель на диодах и фильтр сосредоточенной селекции (ФСС) промежуточной частоты (ПЧ) приемника с полосой 8-10 кГц образуют систему ШОУ (широкая полоса-ограничитель-узкая полоса), примененную для повышения разборчивости речи при большом уровне помех на входе приемника. Схема преселектора позволяет работать как без ШОУ так и с ШОУ. При малом уровне помех система ШОУ выключается тумблером. Также имеется регулировка чувствительности, которая позволяет изменять чувствительность приемника по срабатыванию шумоподавителя ступенями на 0, 10, 20, 30 дБ и эффективный шумоподавитель защищающий ДСП от утомляющего шума. При малых и больших помехах если период следования помехи меньше времени заряда конденсатора, последний не успевает зарядиться до порога открывания транзистора схемы и шумоподавитель выключается (закрывается транзистор), в результате питание с УНЧ полностью снимается. При частоте следования импульсной помехи, превышающей 3,5 кГц, колебания, возникающие в контурах приемника под ее воздействием, становятся незатухающими и шумоподавитель будет воспринимать эти колебания как полезный сигнал. Вызывные частоты применяются следующие: 700 Гц - вызов диспетчера (ДНЦ), 1000 Гц - вызов машиниста локомотива, 1400 Гц - вызов дежурного по станции (ДСП). Выходной каскад усилителя мощности приемопередатчика на транзисторах КТ805Б выполнен по двухтактной схеме и работает через высокодобротное согласующее устройство СК-6 на Г-образную четвертьволновую антенну. Для антенн такого типа очень большое значение имеет качественное заземление, т.к. оно является фактически второй половиной антенны.
И чем выше антенна и качественнее заземление, тем более эффективное АФУ (антенно-фидерное устройство) мы имеем на станции, так должно быть в радио. Казалось-бы это хорошо, ведь антенна работает отлично, тем более наши корреспонденты, это подвижный состав - локомотивы, на которых антенны, мягко сказать суррогатные. Сами посудите, можно-ли считать провод длиной 8 метров, расположенный на расстоянии 250мм от металлической крыши вдоль тепловоза, нормальной антенной для такой низкой частоты? Эффективность его естественно никакая, что на прием что на передачу. Вот поэтому нам необходимо в идеале применять волновод, что дорого а иногда и невыполнимо или же делать максимально эффективной стационарную антенну на станции, благо, место в большинстве случаев это выполнить позволяет. На мелких промежуточных станциях, кроме всего еще и нет промышленных помех, эфир необычайно чистый, прием узкополосного ЧМ сигнала можно смело сравнить с работой SSB (однополосных) сигналов. Слушать эфир просто непередаваемое наслаждение.
Здесь даже отвлекаюсь от темы и скажу, что послушав этот кристальной чистоты эфир на далеком лесном или полевом переезде и возвратясь в город, честно, особого желания включать и слушать трансивер на восьмидесятке или 160 метрах, равно как и на 2920 или тройке в АМ, не возникает. Переполняешься одними негативными эмоциями, слушая на всех частотах массу гармоник от некачественных китайских импульсных блоков питания и всевозможной грязи промышленного и бытового происхождения от энергосберегающих лампочек, компьютеров, телевизоров, различных приставок к ним и в большинстве случаев от зарядок мобильных телефонов. Весь китайский мусор идет к нам без помехоподавляющих фильтров на входе по питанию 220 вольт и в результате этого, вместо полезных сигналов, вокруг в эфире стоит электромагнитный смог, закрывающий все диапазоны и по-специфике, особенно воздействующий на низкочастотный участок коротковолнового диапазона. Длинные и средние волны радиовещательных участков закрыты практически полностью и в городе прием широковещательных станций становится практически невозможным. Ранее эфир был чистым и в крупных городах и в маленьких селах, потому что использовались безпомеховые трансформаторные блоки питания. Как в то время был неприятностью мультипликативный фон, который банально устранялся установкой блокировочных конденсаторов, так оказалось что это мелочь, по сравнению с теперешними помехами радиоприему.
Но... жизнь продолжается и в новых условиях приходиться жить всем, поэтому продолжим.
Не забываем что для поездной радиосвязи используется коротковолновая частота 2130 КГц, а значит она подвержена всем "прихотям прохождения", и в ночное время, благодаря высокоэффективной антенне мы получаем в динамике радиостанции, вместо ответа машиниста, находящегося за 8-10 Км на середине длиного перегона, какофонию вызывных сигналов и множество переговоров ДСП дальних станций, расположенных за 250-400 Км. Такова особенность этого диапазона, приносящая проблемы радистам ШЧ и наоборот, неимоверно интересна любителям мониторить каналы железнодорожной поездной радиосвязи. В диспетчерской связи авиации тоже используют короткие волны но они не только переходят утром и вечером на частоты дневные и ночные а и есть сезонные расписания работы: лето, весна, осень, зима. Это же используют и радиовещательные станции, публикуя свои сезонные расписания.
Записи переговоров поездной радиосвязи 2130 кГц, принятые в Прилуках: (записи будут постоянно добавляться)
Льгов1 Курская область Россия - 29 мая 2008г
Климовичи Могилевская область Беларусь - 24 февраля 2010г
Нераспознанная станция (предполагаю Россия, возможно Воронеж) - 23 марта 2010г
Нераспознанная станция, информация машинисту о скрещении с поездом №3201 - 29 марта 2010г
ДСП станции Дмитриево о приеме поезда №4904 на 5й путь и производстве маневровой работы - 17 февраля 2013г
И теперь предложение для радионаблюдателей любителей DX-приема служебного радио.
За рапорт о приеме ДСП станции Прилуки на рабочих частотах : КВ - 2130 кГц или на УКВ - 153900 кГц, будет высылаться подтверждение о приеме (красивая QSL-карточка в электронном виде)
В рапорте необходимо обязательно указать точное время приема (UTC) и текстом любую принятую фразу, произнесенную ДСП ст. Прилуки, достаточно два-три услышанных Вами слова, аудиозапись приветствуется и будет представлена здесь на сайте.
Рапорты о приеме присылать по адресу: ut3rz(at)ukr.net
Прием частоты 2130 кГц (первый канал поездной радиосвязи) в дневное время под Прилуками, слышна станция Гребенка, расстояние до которой 71 километр.
17 июня 2011 г., трансивер ICOM-7000, на природе в автомобиле, антенна - военно-полевой провод длиной 35 метров, на высоте 2-3 метров, размещённая по кустам вдоль водоёма.
9 апреля 2011г.Михаилиз Киевской области, пгт. Ставище сообщает:позавчера ночью, после грозы отчётливо принимал вашу станцию Прилуки. В 1.20-1.25 ночи дежурная какому-то грузовому рассказывала об отправке оного после пассажирского. Отметил, как всегда впрочем у вас, хорошую девиацию, нормальную модуляцию без искажений. В голосе чётко выраженны высокие и средние частоты. И напротив - есть несколько станций гараздо ближе, но с ужасной девиацией и перемодуляцией (если можно так сказать) - голос бубнящехрипящий до неразборчивости. И что интересно, если слушать вблизи станций, то эти "недостатки" не слышно ухом. А при DXсах все оргехи вылезают в неразборчивость сигнала. Ещё - Помошную что-то с зимы стало почти не слышно...наверное совсем антенное хозяйство в упадке :) А может наоборот подкрутили, подвинтили так, что бы шумодавы на локах не открывались по прохождению, аж в Прилуках :)
Ответ:огромное спасибо за интересное сообщение. И это даже несмотря на то, что сейчас согласующий контур СК-6 Г-образной антенны чуть расстроен в связи с изменением электропроводности почвы (заземления) в этот переходной период с зимы на лето. Пока холодно лезть там конденсатор с катушкой точно поднастроить на 2130 кГц, а вдобавок последние дни вообще дождь заливает. Видимо упорные наблюдения, удача плюс очень хорошее прохождение и помогло Михаилу принять ДСП станции Прилуки в соседней Киевской области (расстояние - 206 км). По сигналу, да - низкие частоты зарезаны и девиация 3,1 кГц (1 десятая про запас, при норме в 3 кГц, могут микрофон подальше держать или тише говорить).
Наконец-то 13 апреля выглянуло солнце и подстроил контур СК-6, на 1 виток ниже пришлось отвод передвинуть.Сейчас всё настроено по-максимуму. В планах - перенести дальний конец антенны правее на осветительную мачту, станет выше и чуть изменится диаграмма направленности. В любом случае, станет лучше. Необходимо перекрыть длинный перегон Прилуки - Галка (21км.)
Антенны на станции Прилуки
Волновода нет, поэтому используется обычная четвертьволновая антенна длиной 35 метров, размещенная на двух опорах, вертикальная часть Г-образной антенны подключена к блоку СК-6.
Высокодобротный согласующий контур СК-6, настроенный на рабочую частоту 2130 кГц, 75-омный коаксиальный кабель при помощи латунной пластины (в сильный мороз она может треснуть и нарушится контакт, что чревато полной потерей радиосвязи) подключен к перемещаемому отводу катушки (как правило 5-6 виток снизу, настройка в большой степени зависит от электропроводности почвы, т.е. от качества заземления и согласно графика тех.процесса проверяется и при необходимости подстраивается два раза в год, весной и осенью), чем меньшее сопротивление имеет заземление, тем эффективнее работает этот тип антенны. К верхнему штырю контура подключена антенна, заземление находится традиционно снизу и подключено к нижнему штырю, конденсаторы подключены параллельно катушке (при грозе к ним может быть приложен потенциал разряда в несколько миллионов вольт и их просто разрывает пополам либо на куски, соответственно резонанс контура уходит и дальность радиосвязи с локомотивом сильно уменьшается, хотя связь может и оставаться с ДСП соседней станции или с ближайшим переездом), т.е. между заземлением и антенной.